ЗВАНЫЕ И ИЗБРАННЫЕ. Мф.22:14 «Много званых, а мало избранных». В «Притче о брачном пире», царь, устроивший брачный пир для своего сына, приглашал туда разных людей. Те, кто получил приглашение – это званые. Эти званые ведут себя по-разному. В обычной жизни так не бывает. Кто-то из них пренебрег приглашением царя, предпочтя ему своё «поле» или «торговлю». Были и те, кто оскорбили, или даже убили тех пришел к ним для того, чтобы пригласить их на пир! Но Христос рассказывает не случай из жизни. Это рассказ о существующих взаимоотношениях Бога с людьми.  Бог устроил для Своего Сына брачный пир, и позвал туда людей. Огромная честь для человека оказаться приглашенным на столь высокое торжество! Человек, к которому обращено такое приглашение, должен возликовать уже от того, что его позвали туда! Пренебречь таким приглашением – очень глупо, нерассудительно, недальновидно. Променять Царство Божье на «поле», «торговлю» – это всё равно, что променять первородство на чечевичную похлебку, как Исав, который не то, чтобы не ценил своё первородство, но для которого в самый «неподходящий момент» «вдруг» оказалось что-то поважнее, чем первородство (Быт.25:32).  Царь оказывает великую услугу людям, обращаясь к ним со Своим приглашением. Но реакция человека на Божье приглашение показывает, прежде всего самому приглашенному, достоин он или не достоин быть на брачном пире. Царь из притчи так и расценил отказ званых прийти на пир: «званые не были достойны» (ст.8). Достоин человек Божьего Царства, или не достоин, определяется не тем, злой он или добрый, хороший или плохой. Впоследствии, рабы царя «собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (ст.10). Эта притча проясняет нам, что именно сам человек делает себя либо достойным, либо недостойным Царства Небесного. Каким образом? Отзываясь на призыв Духа Божьего, или не отзываясь. Если откликнулся – скорее всего, достоин. А если не откликнулся – однозначно не достоин.  Но откликнуться на Божий призыв – это ещё не всё. Быть «званым» – это только пол дела. Нужно оказаться ещё и «избранным»! Притча не заканчивается тем, что «брачный пир» в конце концов состоялся. В какой-то момент брачного пира царь вышел к возлежавшим и начал производить осмотр «званых», и обнаружилось, что некто был «не в брачной одежде» (ст.12). Этот «званый» не был из числа тех, кто «не захотел» или «пренебрег» Божьим призывом. Но он «не захотел» согласиться с требованиями «этикета» брачного пира. Он «пренебрег» правилами, существующими там, куда его позвали. Он предпочел остаться в своих собственных одеждах: со своими взглядами, со своими ценностями, со своим мышлением, со своим уставом. Он как бы говорит: «принимайте меня таким, какой я есть; я не собираюсь подстраиваться под чьи-то правила». Это люди, которые говорят: «я не против жить верой в Бога, но так, как Я считаю нужным и правильным». Это род «званых», которые уверовали в Бога, но сказали сами в себе: «я верю в душе, у меня свои отношения с Богом, и я считаю, что мне не обязательно становиться как один из «возлежащих»: ходить в церковь, вести определенный образ жизни, молиться постоянно…» и т.д. Ключевое слово здесь «я считаю». А как считает царь из притчи? Он спрашивает у «такого» званого: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?». Оказалось, что в царском дворце существуют свои правила! Эти правила необходимо не только знать, но и подчинить себя им! Что скажут человеку, который придя устраиваться на работу заявит: «я хочу работать у вас, но я не согласен с вашими порядками»? Ему скажут: «ищите себе другую работу». Вместо того, чтобы немедленно начать исправлять своё положение, этот «званый» из притчи упорно «молчал». К одному из Своих апостолов, Иуде Искариоту, Христос обратился с подобным же вопросом: «друг, для чего ты пришел?» (Мф.26:50). Это было шансом даже для Иуды!   Мы не можем устанавливать свои порядки в Божьем Царстве. Они уже установлены. В Божьем Царстве существуют Божьи порядки. Библия очень подробно рассказывает нам о них. Господь уже позволил человеку пожить так, как «я считаю». Внимательный человек, человек, у которого открыты глаза, замечает, куда приводит такая жизненная философия. Этот «званый» из притчи, который не захотел «переодеться» в брачные одежды, был удален из пира обратно «во тьму внешнюю», откуда он пришел (1Пет.2:9). Ведь каждый приходящий к Богу человек приходит к Нему не откуда-нибудь, но «из тьмы в чудный …свет» Божий! После того, как этот «званый» был удален из брачного пира, прозвучали слова Христа: «много званых, а мало избранных». Хотя в притче только один «званый» оказался не в брачной одежде, тем не менее Христос говорит, что таких много. Даже подавляющее большинство: «много званых, но мало избранных». Уже было сказано, что от самого человека зависит быть достойным или не достойным возлечь на брачном пире: ответить согласием на приглашение царя, или нет. А может ли «званый» человек, оказавшись на брачном пире, как бы «сделать» себя «избранным»? Зависит ли это от самого человека? Исходя из этой притчи – да. Не просто «да», но именно от самого человека зависит, конечный результат. Званый – это тот, кого позвали. Он может вообще с самого начала не захотеть, отказаться. Но званый – это также тот, кто откликнулся и оказался на брачном пире. Однако, он всё ещё может быть только званым, но не избранным, если захочет оставаться там на своих собственных условиях, отвергая условия Царства Небесного. Избранный же – это тот, кто откликнулся на призыв, согласился с условиями, которые существуют на «брачном пире» и принял их.    Процесс приближения человека к Богу – это процесс освоения Царства Божьего уже сейчас. В процессе приближения к Богу в человеке происходят перемены: он всё более совлекается «ветхого человека с делами его» и всё более облекается «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:9,10). Вот почему для избранных, решивших расстаться со своими лохмотьями, и полностью принять светлые одежды Царства Божьего, призыв Духа Святого: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак.4:8), также является призывом: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12-14).